Путешествуя по Европе, я в который раз убедилась, как искусны … профессиональные петербургские экскурсоводы. И дело не в глубине их познаний, не в степени владения языком, не в манере держаться, не в вежливости (этим, увы, в последние годы, мы не всегда можем похвалиться)… Огромная разница кроется в ОТНОШЕНИИ К ЭКСКУРСИИ КАК К ЖАНРУ!!!
Отдыхая на испанском побережье, я отправилась на экскурсию во французскую крепость Каркассон. Время начала поездки было ранним – 7.15 утра: до крепости предстояло добираться около 2.5 часов. И вот, как только автобус тронулся, местный гид начал рассказывать нам … историю средневековья. Не смолкая ни на минуту, на протяжении всего пути, он давил группу интеллектом, словно нерадивых первокурсников исторического факультета. Стахановец экскурсионного дела “честно отпахивал” свой хлеб – осуждать его, право, наверное, жестоко! НО!.. Главный методист ленинградского ГЭБа, Фаина Иосифовна Герловина, у которой мне посчастливилось в свое время учиться, за такую трассовую экскурсию просто не допустила бы гида к работе. В быстром темпе МИМО моих ушей проносились десятки дат, специальные фортификационные термины, незнакомые и мало знакомые среднестатистическому обывателю имена. Материал, поданный в первые 20 минут пути, в моей голове уложился процентов на десять… Однако человеческое восприятие ограничено (ранним утром-особенно)!.. Отчаявшись разобраться в нахлынувшем на невыспавшуюся голову потоке информации, я последовательно предалась размышлениям о том, что «нужно было лучше в школе историю учить», а затем, «зачем я вообще поехала на эту экскурсию?»… Раздумья последовательно сменились эмоциями, а именно: раздражением, сожалением, досадой, после же меня накрыла примиряющая с судьбой дремота.
Бывали ли Вы в Каркассоне?!. И крепость, и город очень ”видовые”, колоритные. Один взгляд на стены с остроконечными башнями – и сердце радуется, а глаз вспоминает о приключениях Гарри Поттера… Казалось бы, вот, где гиду распеться… Не тут-то было!!! Выйдя из автобуса, он ограничился тем, что сориентировал нас на местности, далее на несколько часов предоставив туристов самим себе. В крепости я пошла в графский замок, взяв там также, как и в большинстве барселонских музеев, аудиогид на русском языке.

   
ПОЧЕМУ и К ЧЕМУ я так подробно рассказываю об этом опыте?.. Меня нередко спрашивают, нужно ли «специально» учиться водить экскурсии. Так вот, после описанной поездки в Каркассон, мне захотелось во всеуслышание заявить: «ДА, ОБЯЗАТЕЛЬНО!» Причем лучше всего — по уникальной, отработанной десятилетиями кропотливого труда, ленинградской экскурсионной методике.
Строго говоря, хороший экскурсовод никогда … НЕ ВЕДЕТ ЭКСКУРСИЮ – он общается, беседует с людьми, он размышляет об истории и самобытных особенностях города (трассы), он любуется им вместе с группой. И это стремление – сначала УВИДЕТЬ и ПОЧУВСТВОВАТЬ людей, слиться с ними на одной волне интересов, диктует экскурсоводу: выбор материала, языковую, эмоциональную манеру его подачи, темп речи, степень информационной подробности, частоту смены подтем (ОНИ НЕОБХОДИМЫ!!!) и мн. др. Экскурсия и лекция – это РАЗНЫЕ жанры!
Любить туристов, беседовать с ними, задавать людям вопросы и прислушиваться к их ответам (!), рассуждать вместе с группой – в этом, наверное, кроется главный секрет экскурсионного мастерства. Тогда экскурсия из мучения, каковым ее считает немалый процент населения Планеты (что уж тут лукавить?!), превращается в Сказочное Путешествие по Временам и Пространствам. Она запоминается и очаровывает! Возможно, мне просто не везло, но таких экскурсий-бесед, кроме как на Родине, где этому ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО УЧАТ, я больше нигде не слышала.
Петербургский экскурсовод,
Нина Мелик-Давтян.