АВТОРСКИЕ ЭКСКУРСИИ
«Под сенью дружных муз» - литературно-музыкальная экскурсия (жизнь и творчество А. С. Пушкина и П. И. Чайковского, а также героев их сочинений).
Автобусная экскурсия с музыкальным сопровождением! Продолжительность: 3,5 часа.
Для большинства людей сегодня Петербург — мегаполис с огромным количеством транспорта и толпами спешащих, занятых решением насущных проблем, горожан. Мы погружены в ритм отлаженного, хорошо знакомого нам быта. У нас нет времени общаться с городом. Мы не успеваем вглядеться, задать городу вопросы и попытаться услышать его ответы.
А на экскурсии забываются привычные заботы, душа очищается от шелухи повседневности и появляется возможность увидеть и почувствовать то, что щедро раскрывает перед нами благодарный за внимание Петербург.
Идея написания музыкально-литературной экскурсии «Под сенью дружных муз» возникла у меня десять лет назад, в ту пору, когда я начинала водить свои первые экскурсии. Летом я занималась теплоходными музыкально-литературными экскурсиями по рекам и каналам города. Я рассказывала о литературной, музыкальной, культурной, научной жизни Петербурга XVIII, XIX, XX веков. Особенность водных экскурсий заключается в том, что остановиться у выбранных достопримечательностей (зданий, площадей, мостов), как это принято в автобусной экскурсии, невозможно. Движение теплохода диктует не только подбор объектов показа, ни и само построение рассказа. Картины перед глазами экскурсантов постоянно меняются, и город раскрывается словно огромный калейдоскоп,состоящий из сотен разноликих уголков. Каждый из них привносит в звучание Петербурга свой, особый, колорит, без которого и общее прекрасное целое вряд ли бы не состоялось.
Моя экскурсия посвящена двум столпам русской литературной и музыкальной культуры XIX века — А.С. Пушкину и П.И. Чайковскому, творчество которых неразрывно связано с Петербургом. С детских лет они оба были близки с городом на Неве, возвращались в него в течение жизни, и дни свои оба тоже закончили в Петербурге.
Поэт и композитор никогда не встречались, но, разделенные временем, бывали в одних и тех же местах Петербурга. Летний сад, Марсово поле, Театральная площадь, набережная Фонтанки, Адмиралтейство, улица Зодчего Росси — многие уголки города, связанные с теми или иными событиями их жизни, помогают нам по-новому посмотреть и на сам город, и на влюбленных в него художников, и на героев их произведений.
«Как я был глубоко счастлив, когда возвратился в Петербург! Признаюсь, я питаю большую слабость к российской столице. Все, что дорого сердцу, — в Санкт-Петербурге, и вне его жизнь для меня положительно невозможна», — писал П.И. Чайковский.
«Люблю тебя, Петра творенье, / Люблю твой строгий, стройный вид…» — за полвека до П.И. Чайковского восхищался Петербургом А.С. Пушкин.
Экскурсия помогает ощутить, как оживает город на страницах произведений поэта и в партитурах композитора, как он говорит и поет в них. Ведь неслучайно музыку П.И. Чайковского называют «говорящей», а поэзию А.С.Пушкина — «певучей».
Если принять формулу из «Философии искусства» Ф. Шлегеля «Архитектура — это застывшая музыка», то можно смело утверждать, что Петербург — это огромная симфоническая поэма. Он, подобно музыкальному произведению, вдохновляет и притягивает, а порой настораживает и пугает. Город раскрывает свои тайны лишь тем, кому по-настоящему небезразличен, тем, кому интересна его история.
По образованию я музыкант, выпускница Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальная история России, особенно ее небывалый расцвет в XIX веке, ставшем и золотым веком русской культуры, всегда притягивала меня. Как пианистка я знакомилась с музыкой П.И. Чайковского не столько на теоретическом курсе музыкальной литературы, сколько «вживую». Я, как говорят музыканты, «щупала музыку пальцами», исполняя фортепианные пьесы и романсы композитора, пропускала ее через себя. Так ощущаешь гораздо больше, чем, как метко выразился Юрий Нагибин, «загородившись частоколом слов». Известнейший пианист и педагог XX века Г. Нейгауз писал, что «музыка так бесконечно богата и разнообразна, что нет той душевной глубины, нет той духовной высоты, той вершины мысли и чувства, которые не были бы до конца и без остатка воплощены в ней». Вероятно, это профессиональное желание музыканта передать людям то, что не поддается выражению через слово, и натолкнуло меня на мысль включить в экскурсию не только стихи, но и музыкальные фрагменты — отрывки из произведений П.И. Чайковского.
Один из самых уважаемых профессоров консерватории петербургский музыковед Л.Е. Гаккель как-то на лекции обронил, что ему трудно понять человека, который слушает, например, Пятую симфонию Бетховена дома в грамзаписи, запершись в четырех стенах. Музыка эта настолько велика, что ей «не уместиться» в таких скромных пределах. Она рвется из ограниченного пространства «на волю», «вовне», на простор большого концертного зала. Я часто вспоминаю его слова, когда на площади Искусств рассказываю о бывшем зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии), где за девять дней до смерти Петр Ильич Чайковский предстал перед публикой, дирижируя своей новой, оказавшейся прощальной, Шестой симфонией. Я даю прослушать экскурсантам фрагмент этой знакомой с детства музыки. И она словно заполняет все видимое глазом пространство, площадь, здания, ее окружающие, соседние улицы, небесную высь… Публика внимает ей как впервые, затаив дыхание. И чудится, будто сам композитор разговаривает с нами, как и тогда, в 1893 году на своем последнем концерте.
Подобно памятнику А.С. Пушкину на площади Искусств, ставшему, по словам создавшего его скульптора М.К. Аникушина, «частицей души города», симфония П.И. Чайковского живет, парит над Петербургом.
В ходе литературно-музыкальной экскурсии многие уголки города, легко узнаваемые благодаря стихам и музыке, выступают в новом, часто неожиданном образе. Кто не помнит классическую панораму гранитного Эрмитажного мостика, переброшенного через Зимнюю канавку, с идеально симметрично расположенной над ним арочной галереей Эрмитажного театра?! Тишина, уют, гармония. Но вот звучит интродукция к шестой картине оперы Чайковского «Пиковая дама» — трагичная, бурная, смятенная музыка… Перед глазами — картина гибели Лизы, гибели, которой в повести Пушкина нет. Ее придумал Чайковский! Он настаивает на трагичной развязке, изменяя и драматизируя пушкинский сюжет. «Я ищу сильной драмы», — писал сам композитор. Спокойствия как не бывало, у слушателей на глазах слезы.
А Марсово поле?! Открытое пространство, полноводная Нева. Величие и незыблемость. Но когда мы говорим о сцене проникновения Германа в дом Пиковой дамы и звучит настороженная, «колючая» музыка, становится тревожно, неуютно и страшно.
На экскурсии «Под сенью дружных муз» с особым пристрастием сравниваются произведения Пушкина и творения Чайковского, созданные на пушкинские сюжеты. Например, «Пиковая дама»*. То, что в основу этой оперы Чайковского положен сюжет повести Пушкина, большинство из нас помнит еще со школьной скамьи. Но саму повесть читали немногие. Публика знает сюжет по опере Чайковского. Но между литературным источником и оперой масса различий. Композитор умышленно ставит новые сюжетные акценты, вводит новых героев и сцены. Даже превращает фамилию Германн в имя Герман.
*Кстати, схожие «взаимоотношения» сложились между литературным источником «Дама с камелиями» и оперой по его сюжету «Травиата». Кто читал роман А. Дюма-сына? Немногие! В вот оперу Дж. Верди люди помнят почти наизусть.
Музыкальные фрагменты, стихи, гравюры с видами Петербурга, портреты давно ушедших, но воскресающих благодаря своей самобытности и нашей памяти людей — это единство видимого и слышимого создает на экскурсии атмосферу, в которой разговор с genius loci Петербурга становится возможным и увлекательным. «Служенье муз не терпит суеты, / Прекрасное должно быть величаво», — утверждал Пушкин. И экскурсия позволяет почувствовать внутреннюю величавость нашего удивительного города.