Кроме знакомства с местами и сооружениями Петербурга, связанными с жизнью армянской общины, кроме повествования о знаменитых армянах, внесших большой вклад в становление культуры северной столицы, экскурсия «Армяне в Петербурге», включает рассказ об армянских традициях и национальных эмблемах. Ведь одной из целей проведения экскурсии  является знакомство с бытом,  с особенностями жизни армянского народа: с их песнями и танцами, государственными символами, одеждой, кухней, спецификой семейного уклада и мн. др.!

Танцы занимают важнейшее место в армянском народном творчестве. Испокон веков  каждая область и провинция в Армении имела свои песни и танцы. Через них армяне описывали жизнь, рассказывали об обычаях, особенностях культуры и традициях. Каждый танец имеет свою историю и значение. Существуют условное разделение армянских танцев на ритуальные, религиозные и бытовые. На  экскурсии «Жемчужины Петербурга» уделяют особое внимание  рассказу о знаменитом танце КОЧАРИ:

Кочари (дословный перевод – «храбрый мужчина») – мужской танец, который возник в доисторическую эпоху, когда было распространено поклонение деревьям, воде, солнцу и животным. Танец зародился в период культа дикого овна; он повторял телодвижение, мощь и силу животного, который всегда отстаивал свои территории, за свое стадо. Элементы этого культа сохранились как в архитектуре, так и в быту современной Армении.

В архитектуре можно встретить элементы, схожие с рогами овна. Историки отмечают, что в период апогея культа овна многие скульпторы изображали не только рога, но и голову этого дикого животного. Армяне того периода считали, что если они будут бесстрашными, как овен, то никто не сможет из поработить.

До XIX века кочари танцевали только мужчины, достигшие определенного возраста. Когда же танец потерял свое обрядовое значение, то его начали танцевать и женщины.  Кочари распространён по всей Армении, другие его названия — мышу хыр, апарани кочари, мартуну кочари и др. Пляшут кочари на праздниках, он привлекает образностью и мужественной динамикой. На сегодняшний день невозможно сказать, сколько существует разновидностей кочари: в каждом районе, в каждой деревне есть свои особенности этого танца.

Кочари состоит из умеренной и быстрой частей. Музыкальные размеры 2/4, 4/4, 8/4. Ритмика упругая, импульсивная, с частыми синкопами. Исполнение танца сопровождается игрой на народных инструментах — зурне и дхоле; сочетание мелодии и аккомпанемента ударных инструментов создаёт полиритмический эффект.

Кочари танцуют сомкнутым рядом, по кругу, держась за руки. Танец включает динамичные шаги вперед и назад, с приплясом и поворотами. Перемена фигур происходит по команде вожака, который подаёт знак взмахом платка или возгласом.

Кочари связан с духом объединения и плодородия. Среди 1,5 тысяч армянских танцев, кочари – это один из самых популярных. Именно его армяне танцевали его у Рейхстага в 1945 году. Кочари использован во многих музыкальных сочинениях. Например, в балете А. Хачатуряна «Спартак». Армянский национальный танец «кочари» включен в список нематериального наследия ЮНЕСКО.

Приходите на нашу новую экскурсию, друзья! На ней вы услышите еще мно-о-о-о-го других интереснейших рассказов об армянской культуре и восхитительные национальные армянские мелодии!

 

С любовью, «Жемчужины Петербурга».