На протяжении многих лет Надежда Семеновна Симонян (1922-1997) была ведущим композитором «Ленфильма». Она сотрудничала с режиссерами: Т. Родионовой, И. Хейфицем, Г. Казанским, И. Усовым, Г. Ароновым,  И. Шадханом и мн. др. Особенно высоко композитор ценила творческое взаимодействие с Иосифом Ефимовичем Хейфицем. Великий кинорежиссер был на 17 лет старше Надежды Семеновны, но относился к ней с огромным уважением и теплом. Вместе они создали фильмы «Дама с собачкой», «В городе С», «Плохой хороший человек», «Единственная» и др. Н. Симонян писала о Хейфице: «Это большой художник и мастер. Дарование И. Е. мне близко по духу Неоценимое качество Хейфица для композитора – прекрасное понимание музыки и бережное к ней отношение. Он никогда не навязывает композитору свое понимание музыки в той или иной работе. И. Е. дает полную свободу действий композитору».

Сохранились письма, адресованные режиссером Надежде Семеновне, в которых он называл ее «дорогой  композиторшей» и  подробнейшим образом описывал соображения по поводу музыки к совместным киноработам: «Итак, я постарался сделать анатомический разрез картины, нащупать ее музыкальный скелет. В каждой из будущих тем есть примерный пунктир, т. е. прочерчено, как эта тема проходит сквозь действие, трансформируясь. Я не вижу другого пути в этом смысле, т. к. механический перечень мест музыки и номеров ее ничего Вам не даст творчески. Если Вы пройдетесь по сценарию согласно моей примерной памятке, то сами почувствуете и характер музыки, и развитие тем, и количество номеров музыки».

                              

Музыка к кинофильму «Дама с собачкой» стала одной из любимейших работ Надежды Семеновны. Картина получила международную премию и всемирное признание. Она обошла 86 стран и имела большую прессу. На протяжении нескольких лет Н. Симонян получала от публики наполненные благодарностью открытки и письма. Самым запоминающимся, наверное, было послание из Болгарии, от сельского учителя. В него, кроме теплых слов, были вложены «красивые, очень трогательные в своей простоте, белые, как снег, засушенные эдельвейсы». «На черном бархате в простой рамке стоят эти цветы на моем рояле, напоминая мне о моих друзьях далеких и близких, знакомых и незнакомых и о тех днях, когда я работала над музыкой к этой картине», – рассказывала композитор.

Подробнее о жизни и творчестве композитора Н. Симонян вы можете прочитать в статье «Н. Симонян. Приношение Мастеру» на нашем сайте.

c любовью,

«Жемчужины Петербурга».